При постановке на учет по беременности, будущую маму направляют к большому количеству различных узких специалистов. Один из них — офтальмолог. И, к сожалению, очень часто именно к этому пункту списка врачей встречается несколько несерьезное отношение, особенно, среди пациенток, у которых всегда было хорошее, на их взгляд, зрение. До глазного врача доходят на последних сроках беременности либо не доходят вообще.
Почему это в корне неверная тактика, и зачем этот осмотр все таки нужен?!
Объясняем!
Офтальмолог — это врач, занимающийся диагностикой и лечением глазных болезней. Прием у данного специалиста состоит не только из проверки зрения путем чтения букв на таблице. Главным образом, необходим непосредственный осмотр обоих глаз с помощью специального прибора — щелевой лампы.
Щелевая лампа — это своеобразный микроскоп, с помощью которого врач-офтальмолог может осматривать структуры глаза на различных увеличениях.
В случае беременных пациенток, самым главным этапом приема является осмотр глазного дна, то есть сетчатки. Необходимо это для выявления участков ее дистрофии, которые потенциально могут привести к отслойке сетчатки в потужном периоде. О том, что такое дистрофия сетчатки, расскажем далее.
Осмотр глазного дна проводится только после расширения зрачков обоих глаз путем закапывания специальных капель.
Фото глаза пациента после медикаментозного расширения зрачка.
Линзы могут иметь различную оптическую силу, а также быть контактными и бесконтактными.
Выбор линзы зависит от личных предпочтений каждого конкретного специалиста.
Сетчатка — это внутренняя оболочка глаза, которая состоит из огромного числа нервных клеток и их отростков и отвечает за преобразование световых лучей в нервный импульс. Она имеет центральную зону, или макулу, обеспечивающую центральное зрение, и периферические отделы, обуславливающие периферическое зрение, соответственно. Питание сетчатки осуществляется обильной сосудистой сетью.
Диск зрительного нерва (ДЗН) — это зона выхода отростков нервных клеток сетчатки и непосредственное начало зрительного нерва, который далее проходит в головной мозг и проводит информацию в зрительный центр для ее обработки.
Сетчатка является частью головного мозга, выведенной на периферию, и единственной его областью, доступной для прижизненного микроскопического осмотра.
Стекловидное тело — это гелеобразная структура, заполняющая глаз изнутри, отвечающая за поддержание его формы и обмен веществ. Также оно выполняет роль своеобразного амортизатора при движениях головой, глазами, трении глаз руками и других обстоятельствах. Стекловидное тело лежит перед сетчаткой и диском зрительного нерва, но не имеет плотной фиксации к этим структурам.
Итак, мы уже выяснили, что каждой беременной пациентке необходим осмотр глазного дна. Врач, безусловно, осматривает и описывает каждую его структуру. Однако, наибольшего внимания к себе требуют именно периферические отделы сетчатки, где могут возникать дистрофические изменения.
Дистрофические изменения делятся на регматогенные и нерегматогенные. Регматогенными (греч. регма — разрыв) являются дистрофии, при развитии которых на сетчатке может образоваться разрыв. Происходит это в результате «склейки», то есть фиксации стекловидного тела к сетчатой оболочке, а далее под воздействием тракционных (тянущих) сил со стороны стекловидного тела на сетчатку, в последней образуется отверстие. В случае его возникновения, в зону разрыва может начать поступать внутриглазная жидкость и спровоцировать отслойку сетчатки.
Образование участков дистрофии и разрывов не сопровождается никакими болевыми ощущениями. Несмотря на то, что сетчатка является нервной тканью, боли она не чувствует (так же, как и головной мозг). Понять, что происходит что-то неладное, человек может только при произошедшей отслойке сетчатки, распространившейся уже на больших площадях глаза. При несвоевременном обращении к офтальмологу с проведением последующей полостной хирургии существует огромная вероятность, что зрение уже не восстановится до прежних состояний.
Наличие высокой остроты зрения не отменяет возможности присутствия дистрофий на сетчатке, а низкое зрение не всегда говорит о стопроцентной патологии на периферии!
Возвращаясь к будущим мамам, отметим, что спровоцировать разрыв при наличии регматогенных дистрофий могут потуги во время естественного родоразрешения.
При выявлении на глазном дне дистрофических изменений регматогенного характера офтальмологи настоятельно рекомендуют пациентам проведение профилактической периферической лазерной коагуляции сетчатки (ППЛКС). Это необходимо для отграничения патологических зон сетчатки от ее здоровых тканей. В последующем, даже если дистрофия перейдет в разрыв, она не приведет к отслойке сетчатки, т. к. барьер, созданный вокруг очага, не позволит влаге распространиться за его пределы.
Если зоны дистрофии являются нерегматогенными, то данным пациентам ППЛКС не проводится, однако рекомендуется регулярное наблюдение офтальмолога с осмотром глазного дна на широкий зрачок.
Офтальмологический лазер Iridex IQ 577 — инновационная разработка инженеров для проведения процедуры ППЛКС быстро, безопасно и безболезненно.
В большинстве случаев после проведения ППЛКС пациентке со стороны глаз не противопоказано естественное родоразрешение. Однако, все решается индивидуально, и при наличии обширных зон дистрофии даже после профилактической лазерной коагуляции сетчатки офтальмолог может рекомендовать выбор альтернативного пути ведения родов. Окончательное решение всегда остается за акушером-гинекологом, ведущим беременность, с учетом общего соматического состояния каждой будущей мамы.
Важно! Формирование барьера после проведения ППЛКС происходит несколько недель. Поэтому при обнаружении дистрофий сетчатки на поздних сроках даже после проведения лазерной коагуляции пациентка может быть не допущена до самостоятельных родов, ибо они могут наступить раньше, чем произойдет оформление барьера. Однако этот факт не отменяет важности проведения данной процедуры, ведь она является профилактикой отслойки сетчатки, а значит — сохранения зрения! Обязательным моментом для беременных, которым была проведена процедура ППЛКС, является контрольный осмотр офтальмолога после родоразрешения.
Важно!
Формирование барьера после проведения ППЛКС происходит несколько недель. Поэтому при обнаружении дистрофий сетчатки на поздних сроках даже после проведения лазерной коагуляции пациентка может быть не допущена до самостоятельных родов, ибо они могут наступить раньше, чем произойдет оформление барьера. Однако этот факт не отменяет важности проведения данной процедуры, ведь она является профилактикой отслойки сетчатки, а значит — сохранения зрения!
Обязательным моментом для беременных, которым была проведена процедура ППЛКС, является контрольный осмотр офтальмолога после родоразрешения.
Призываем Вас не откладывать поход к офтальмологу в долгий ящик, а наших коллег гинекологов убедительно просим направлять к нам своих пациенток на ранних сроках, подробно объясняя необходимость данного обследования.